На протяжении нескольких последних лет мы
протестировали довольно много 15-сильных подвесных моторов разнообразных
марок. За этот срок менялись тенденции и предпочтения на моторном рынке,
что требует осознания, особенно если речь идет о таком популярном
типоразмере, как «пятнашки», достаточно мощном, чтобы выйти на воду
компанией, и при этом портативном, пригодном для переноски и установки
силами одного человека, максимум двух.
Набор
потребительских качеств подвесника, которые можно оценить за ограниченное
время теста, не слишком велик: быстроходность, тяговитость, приемистость
(быстрота разгона), экономичность, эргономика и шумность. Практически
невозможно оценить ресурс и ремонтопригодность - качества, которыми
потребители интересуются особенно активно. Успокаивает то, что современные
моторы импортного производства обычно отличает высокая надежность, и
ресурсно-ремонтные вопросы неминуемо будут сведены к проблеме выбора
дилера, способного наилучшим образом обеспечить своего клиента гарантийным
и сервисным обслуживанием. Но это тема совершенно другого исследования.
Конструкция
Модельные ряды
компаний-моторостроителей раскололо на неравноценные по конструктивному
признаку ветви - экологически чистых и обычных моторов - известное
ограничение в использовании на водоемах США и Европы моторов, не
соответствующих новым жестким нормам загрязнения окружающей среды САРВ и
ЕРА. Следствием этого стало постепенное вытеснение привычных двухтактных
карбюраторных моделей моторов маломощной группы новыми четырехтактными, и
хотя малые двухтактники еще продолжают сходить с заводских конвейеров,
процесс их совершенствования в общем остановился в 90-е гг., а значит, на
появление в них принципиально новых конструктивных решений рассчитывать, к
сожалению, не приходится.
Четырехтактники
«нашего» размера пока не следуют модным тенденциям двигателестроения, но
все же по исполнению они более совершенны, чем двухтактники, особенно с
эргономической точки зрения. У протестированных четырехтактных «Honda» и
«Suzuki» удобные румпели управления с простой регулировкой усилия поворота
мотора и ручки газа и легкодоступной кнопкой «стоп». Рычаг включения хода
будто сам ложится в руку и работает очень четко. Механизмы откидки и
режима «мелкой воды» таковы, что возможность намочить руки в забортной
воде исключена, не потребуются также лишние движения и большие усилия.
Двухтактные «Suzuki», «Yamaha», «и особенно «Selva», как более легкие
моторы, лишенные залитого в картер масла, выигрывают только в одном - в
удобстве переноски и хранения. Исключением здесь выглядит, пожалуй,
«Mercury» с его интегрированным в румпель механизмом включения хода и
вполне современной системой откидки одной рукой. Заслуживает уважения и
способ фиксации его гребного винта стопорной шайбой, а не шплинтом, что
существенно упрощает процесс снятия и установки винта, особенно если это
происходит не на твердом берегу, а на зыбкой волне.
Четырехтактные
моторы «стремятся» не сильно отставать по весовым характеристикам от
двухтактных, но в этой борьбе наблюдаются издержки: тонкостенное литье
заставляет внимательнее следить за надежной затяжкой герметизирующих
прокладок, особенно в местах прохода каналов охлаждения блока цилиндров.
Поэтому за состоянием масла стоит следить регулярно, особенно в период
обкатки. Внушительный вес четырехтактника, казалось бы, должен был
привести к повышению требований к удобству его переноски, но взяться за
зализанную «голову», например, «Honda» второму человеку (а переносить
мотор лучше вдвоем) совсем не просто - выемка под руку с противоположной
струбцине стороны слишком мелка. Четырехтактный «Suzuki» в этом смысле
тоже не блистал, но представители дилера уверили нас, что в ушедшем году
появилась новая модель мотора, в которой эргономика переноски улучшена.
В чем не возникло
проблем, так это в запуске всех тестированных моторов. Достаточно было
накачать грушу на топливопроводе, и старт не заставлял себя долго ждать.
Единственно, приходилось учитывать индивидуальные особенности каждой
модели - необходимость включения «подсоса», выбор стартового открытия
дросселя, но это дело привычки. Все моторы оборудованы системой блокировки
запуска на включенной передаче и аварийным выключателем зажигания
(«чекой»), надо лишь помнить об их наличии, и, если ваш двигатель вдруг
отказывается заводиться, не торопитесь тут же звонить дилеру о возникшей
неисправности.
Пропульсивные
качества
Пробеги,
замеренные в равных условиях под шестью моторами (двухтактниками
«Mercury», «Selva», «Yamaha», «Suzuki» и четырехтактниками «Suzuki» и
«Honda») на разборно-надувной лодке длиной 3.6 м позволили сопоставить их
скоростные и тяговые качества (см. таблицу). Первое важное наблюдение: тот
винт, который фирма поставляет в качестве «стандартного», не всегда
оказывается винтом на все случаи жизни. Обычно мотор с ним «перекручивает»
под малой нагрузкой, оптимальной же оказывалась нагрузка около
200 кг.
Наиболее высокую скорость - 40 км/ч - показали двухтактный
«Suzuki» как самый «объемистый» мотор среди аналогичных, а также сильнее
других «перекручивавшая» «Yamaha», которая стала самой быстрой при всех
тестовых нагрузках. От итальянских моторов «Selva» мы обычно ждем высоких
скоростных показателей, но вот «Naxos» их нам не продемонстрировал -
сказался слишком тяжелый винт. Судя по всему, по скоростным качествам
«Selva-15» должна была быть где-то на уровне одноклассников, если бы ее
ход дополнительно не ухудшали прохваты воздуха на волне и при резких
поворотах. Четырехтактные моторы слегка уступили двухтактным налегке, но
уже с двумя пассажирами оказались быстроходнее последних - тянут они лучше
и менее чувствительны к нагрузке, особенно «Honda» с ее самым высоким
объемом цилиндров (350 см3 против 302 см3 у «Suzuki»).
По скорости
разгона - как обычно, примерно с одинаковым результатом, лидировали
двухтактники. Четырехтактный «Suzuki» был предсказуемо чуть более
«задумчив», «Honda» же с увеличением нагрузки оказала удивительный рост
приемистости по сравнению с конкурентами, видимо, благодаря большему
развиваемому моменту и упору комплектного четырехлопастного винта.
Экономичность
По расходу топлива двухтактные моторы, как оказалось,
очень близки между собой - они потребляют на полных оборотах тестовые
пол-литра примерно за пять минут, т. е. около 0.38-0.40 л/ч на силу
мощности. Несколько отстала в экономичности «Selva», работающая к тому же
на 95-м бензине, результат же «Yamaha» оказался немного лучше среднего, но
четырехтактники были закономерно экономичнее процентов
на 20-30, потребляя те же 0.5л уже за 6-6.2 мин., т. е. 0.32-0.33 л/л.с./ч
на полном ходу. Разумеется, на промежуточных мощностях преимущество в
потреблении топлива у них еще больше, достигая невероятных высот на самых
малых оборотах, когда, кажется, мотор способен работать просто на парах
бензина. Экономичность малых режимов четырехтактника имеет важный побочный
эффект - при многочасовой работе на «дорожку» рыболов получает значительно
меньше шансов надышаться вредными выхлопными газами.
Шумность
При длительных переходах шумность двигателя важна не меньше
прочих его параметров, так как она влияет и на утомляемость сидящего
непосредственно рядом с ним водителя, и на возможность нормально
разговаривать в лодке на ходу. Тут надо отметить, что все испытанные
моторы, независимо от тактности, показывали примерно одинаково высокую
шумность на полном ходу - 90-92 дБ. А вот спектр шума оказывался различным
у разных мо-торов, более или менее терпимым д