Мотолодки "Прогресс-2" и "Прогресс-4"
[ Ремонт транца
"Прогресса-4"]
Основные данные: |
"Прогресс-2" |
"Прогресс-4" |
Длина наибольшая, м |
4.65 |
4.69 |
Ширина наибольшая, м |
1.70 |
1.72 |
Высота борта на миделе, м |
0.65 |
0.69 |
Угол килеватости днища на транце |
7° |
7° |
Масса с оборудованием и снабжением, кг |
223 |
220~283 |
Грузоподъемность, кг |
500 |
475 |
Пассажировместимость, чел. |
5 |
5 |
Допустимая мощность ПМ, л.с. |
30 |
30~50 |
|
Общее расположение мотолодки «Прогресс». 1 — водило для буксировки лодки за автомобилем; 2
-горловина для осмотра отсека непотопляемости; 3 — люк в
носовой багажник; 4 — утка-подуключина; 5 —
сиденье-рундук; 6 — колеса; 7 — съемный столик; 8
— складной тент; 9 — моторный
отсек. |
Технический проект мотолодки разработан в 1966 г. Л. П.
Зимаковым. Отличается от последней модели — «Прогресса-4» — меньшей
килеватостью днища, более низкой скулой у форштевня , меньшей на 25 см
длиной кокпита, гнутым стеклом «панорамного» типа, а также некоторыми
деталями оборудования.
Ходовые качества и характер использования лодки в основном
такие же, что и модели «Прогресс-4». Дистанционное управление мотором,
тент, мягкие подушки для сидений, колеса со стойками и водилом,
поставлялись за отдельную плату в зависимости от варианта комплектации.
|
Обводы
мотолодки"Прогресс-2". |
Корпус — клепаной конструкции из дюралюминия; толщина
обшивки днища — 2 мм, бортов и палубы — 1.5 мм. Масса корпуса — 180 кг.
Непотопляемость обеспечена герметичными отсеками, расположенными в носу и
корме. В форпике предусмотрено размещение багажа. При гребле на веслах
гребец размещается на откинутой в нос крышке багажника, спустив в него
ноги. Благодаря этому, по замыслу конструкторов, достигается устойчивость
лодки на курсе и удобство гребли.
У транца предусмотрен моторный отсек, в котором на ходу
хранятся топливные баки, а на стоянке может быть уложен мотор. Сверху
отсек закрывается дюралевой крышкой, которая может быть заперта на замок.
В кокпите размерами 1.3х2.15 м размещаются сиденья, обшитые
сосновыми рейками. Спинки переднего сиденья съемные и используются при
оборудовании кокпита под ночлег в качестве подголовников. По всей длине
кокпита под палубой расположены две полки для хранения мелких вещей.
К числу недостатков лодки относятся забрызгиваемость при
плавании в свежую погоду, отсутствие самоотливной подмоторной ниши, низкое
качество ткани тента. Эксплуатация лодки допускается при удалении от
берега до 3 км и высоте волны до 0,75 м.
|
Мотолодка "Прогресс-4". |
Корпус лодки клепаной конструкции из дюралюминиевых
сплавов, с остро-скулыми глиссирующими обводами. В носовой запалубленной
части оборудован багажный отсек с люком на верхней палубе. В кормовой
части находится моторный отсек, в котором свободно размещаются два
стандартных 20 - литровых бака для горючего, инструмент и запасные части.
Сверху отсек закрыт самоотливным рецессом. В транце установлен клапан
слива воды с дистанционным управлением из кокпита.
Лодка оборудована съемными креслами с мягкими подушками,
складным тентом, ветровым стеклом со стеклоочистителем, рулевым
устройством и дистанционным управлением газом и реверсом ПМ типа «Вихрь»,
ходовыми огнями. Предусмотрена также поставка в торговую сеть стоек с
колесами и водила, с помощью которых лодку можно буксировать за легковой
автомашиной. Стойки колес снабжены пластинчатыми пружинными
амортизаторами.
Выпускается также вариант мотолодки «Прогресс-4Л» с жесткой
рубкой из легкого сплава, которая при желании может быть смонтирована
самостоятельно (для лодок моделей «Прогресс» и «Прогресс-2» прежних
выпусков рубка не подходит по размерам кокпита). Размеры рубки в плане —
1,8х 1,3 м; масса — около 30 кг. В ее крыше предусмотрен открывающийся люк
для водителя.
|
Каютный
вариант"Прогресса-4" |
Непотопляемость лодки обеспечивается блоками пенопласта,
которые размещены по бортам в корме и под палубой в носу. Полностью
залитая водой лодка находится в положении на ровный киль; запаса
плавучести достаточно для поддержания около нее 5—6 чел. На транце может
быть навешен как один ПМ, так и два, однако во втором случае требуется
смонтировать дополнительно второй комплект дистанционного управления газом
и реверсом и штангу, соединяющую оба мотора для осуществления их
синхронного поворота.
Лодка достаточно мореходна — на ней можно выходить в
прибрежные зоны морей и водохранилищ при высоте волны до 0,75 м с
удалением от берега до 3000 м. Правда, при плавании на волнении
«Прогресс-4» забрызгивается, перегрузки на днище заставляют снижать
скорость. Благодаря большой грузоподъемности и внутренним объемам
«Прогресс-4» пригоден для дальних туристских путешествий с экипажем в 2—3
чел. или для непродолжительных семейных плаваний с экипажем 3—4 чел.
Основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться
владельцу лодки — повышение её экономичности и скорости за счет применения
«грузовых» гребных винтов, установки двух моторов или подводных крыльев.
Скорость «Прогресса-4» с полной нагрузкой (5 чел.) с
мотором «Вихрь-М»; составляет 22 км/ч со штатным гребным винтом D = 240, Н
= 300 мм. Максимальная скорость с этим мотором — 37 км/ч. Соответствующие
цифры при установке «Вихря-30» — 32 км/ч и 40 км/ч.
В качестве грузового для мотора «Вихрь-М» можно
рекомендовать винт с шагом и диаметром по 240 мм, под которым скорость с
полной нагрузкой повышается до 32—34 км/ч. Для мотора «Вихрь-30» оптимален
грузовой винт диаметром 240 и шагом 282 мм; скорость с полной нагрузкой
повышается до 39,5 км/ч.
С двумя 25-сильными ПМ максимальная скорость «Прогресса»
составляет 52 км/ч.
Опыт эксплуатации в морских условиях
Достоинства "Прогрессов"
Основное достоинство "Прогрессов", позволившее сразу после
начала выпуска в конце 60-х годов завоевать популярность - большая
вместимость по сравнению со старой "Казанкой", да и большинством массовых
лодок, выпускаемых позже. Недаром "Прогресс" прозвали "семейной" лодкой.
Благодаря большой ширине корпуса и полноте носовых обводов "Прогрессы" не
опрокидывались на волнении, несмотря на то, что имели "закрученные"
обводы. "Прогресс-4", имевший более высоко поднятую скулу, большую
килеватость днища в носовой части и самоотливной подмоторный рецесс,
обладал уже неплохой мореходностью.
Недостатки "Прогрессов"
До 1975г. "Прогрессы" выпускались со скуловой накладкой на
стык листов днища и бортов из нержавеющей стали. Это приводило к тому, что
развивался процесс электрохимической коррозии и корпус быстро приходил в
негодность в морской воде. Более того, были жалобы людей,
эксплуатировавших "Прогрессы" в пресной воде, на коррозию корпуса в районе
скуловых накладок. C 1975г. на "Прогрессы" устанавливается алюминиевая
скуловая накладка, в связи с чем проблема коррозии отпала.
|
Транец и рецесс
"Прогресса-2М". |
Первые "Прогрессы" и "Прогрессы-2" не имели самоотливной
подмоторной ниши-рецесса, при ходе по крутой попутной волне в кормовой
отсек попадала вода, что постепенно приводило к затоплению кокпита водой.
Из-за низкой скулы "Прогрессы" и "Прогрессы-2" зарываются в попутную
волну, теряя ход, что приводит к ещё большему захлёстыванию водой через
транец. Всё это не позволяет считать эти ранние модификации "Прогрессов"
пригодными для открытых водоёмов. С середины 70-х годов в производство
пошла модель "Прогресс-2М", у которой уже был самоотливной рецесс, однако
транец по-прежнему был рассчитан на один мотор. "Прогресс-3М", модель 80-х
годов, отличается от "Прогресса-2М" наличием релинга на носовой палубе и
некоторыми незначительными деталями оборудования.
Более мореходный "Прогресс-4" поначалу имел транец,
рассчитанный на 2 мотора ... но суммарной мощностью не более 30 л.с. Если
учесть, что 15 - сильные моторы в нашей стране серийно не выпускались
вообще (опытная партия "Ветерков-15" не в счёт), любители ставили по два
"Вихря", в результате чего транец быстро приходил в негодность. Технология
ремонта транца описана здесь. Затем заводом
были внесены изменения в конструкцию, направленные на усиление набора и
транца, как следствие допустимая мощность была поднята сначала до 40 л.с.,
а затем и до 50 л.с.
Заключение
"Прогресс-4" выпуска после 1975г. - вместительная,
достаточно мореходная и долговечная мотолодка, вполне пригодная для
эксплуатации на водоёмах со значительным волнением. Район плавания других
моделей и модификаций "Прогресса" должен быть соответственно ограничен
из-за присущих им конструктивных недостатков.
|