Мотолодка "Крым-3"
Основные данные: |
|
Длина наибольшая, м |
4.7 |
Ширина наибольшая, м |
1.8 |
Высота борта на миделе, м |
0.8 |
Угол килеватости днища на миделе/транце |
15°/7° |
Масса с оборудованием и снабжением, кг |
245 |
Грузоподъемность, кг |
500 |
Пассажировместимость, чел. |
5 |
Допустимая мощность ПМ, л.с. |
60 |
Скорость с полной нагрузкой с двумя моторами "Вихрь-М", км/ч: |
39 |
|
Общее расположение мотолодки
"Крым-3". |
Проект мотолодки
«Крым-3» разработан ЦКБ «Нептун». Корпус с остроскулыми выпукло-килеватыми
обводами с умеренной килеватостью днища изготовлен из
алюминиево-магниевого сплава АМг5В клепано-сварной конструкции. Масса
корпуса составляет 130 кг. В кокпите, имеющем размеры 3х1,58 м, размещены
два продольных и один поперечный (в корме) рундуки. Бортовые
сиденья-рундуки снабжены спинками, которые крепятся на шарнирах и при
оборудовании спального места откидываются в сторону кормы — в проем между
торцом бортового и кормовым рундуком. При этом образуются две койки длиной
1,75 м. В вертикальном положении спинки разделяют рундук на два сидячих
места «спина к спине».
|
Теоретический корпус мотолодки
"Крым-3". |
Поперечный кормовой рундук между транцем с подмоторной
нишей и переборкой на шп. 8 предназначен для хранения запаса топлива.
Здесь можно разместить семь стан дартных 20-литровых канистр. Крышка
рундука покрывается сверху поролоновым матрацем и может быть заперта на
замок также, как и крышка люка в форпик. К ниж ней поверхности крышки
крепится по-поход ному съемный столик, который может уста навливаться на
правом борту в проеме ме жду бортовым и кормовым рундуками.
Посадка людей в лодку и высадка из нее предусмотрены через
открывающуюся среднюю часть ветрового стекла — «форточку». Место водителя
расположено на правом борту для компенсации крена лодки вследствие
реактивного момента гребного винта на ходу с одним водителем. Форпик,
использующийся в качестве багажника, отделен от кокпита переборкой;
загрузка его осуществляется через люк в палубе.
|
"Крым-3" в гонке. |
Лодка выпускается в двух вариантах: со складным тентом из
ткани и с разборной рубкой из сплава АМг5М. В тенте имеются кормовые и
бортовые окна из прозрачной пленки, в передней его части сделан, клапан,
пристегивающийся на «молнии». Откинув клапан, можно выходить из лодки
через «форточку» в ветровом стекле при поставленном тенте. Подуключины
установлены перед ветровым стеклом. Грести можно, сидя на крышке люка
форпика спиной вперед и опустив ноги на ступеньку в кокпите.
Лодка оборудована ходовыми огнями, на пульте управления
предусмотрено гнездо для установки дистанционного тахометра и спидометра
(прибор ТС производства Лианозовского или Мир-Баширского заводов).
Непотопляемость обеспечена блоками из пенопласта, заключенными в
полиэтиленовые чехлы и уложенными в форпике и в кормовом рундуке.
Жесткая рубка (масса в сборе — 30 кг) поставляется заводом
в разобранном виде и монтируется покупателем на лодке самостоятельно с
использованием винтов.
|
Мотолодка "Крым-3" с
рубкой. |
Высота в рубке над пайолами — 1,2 м, над сиденьями — 0,95
м. При монтаже кормовая переборка рубки ставится на выгородку кормового
рундука. В крыше на половине длины рубки сделан широкий люк, который
закрывается откидывающейся в нос крышкой. К задней кромке этой крышки на
петлях подвешена кормовая панель, закрывающая дверной проем в переборке
рубки. Откинув панель наверх, а затем крышку люка вместе с панелью, можно
открыть весь кокпит; под крышей остаются только два передних места. Рубку
можно закрыть на висячий замок.
Данные по замерам скорости лодки с различными моторами со
штатными гребными винтами приведены в таблице.
Скорости мотолодки "Крым-3" c различной
нагрузкой под разными
моторами |
Моторы |
Полезная нагрузка, кг |
Скорость, км/ч |
"Нептун-23" |
180 |
30 |
350 |
26 |
2X "Нептун-23" |
180 |
43 |
500 |
40 |
"Вихрь-М" |
180 |
30 |
350 |
25 |
2X "Вихрь-М" |
180 |
43 |
500 |
39 |
"Вихрь-30" с подобранным винтом |
180 |
40 |
350 |
35 |
450 |
30 |
Мотолодка «Крым-3» благодаря удачной планировке кокпита,
его значительной площади (4,74 м2), наличию трех закрытых багажников общим
объемом 0,84 м- достаточно высоким мореходным качествам является хорошим
вариантом лодки для дальних спортивных плаваний и туристских путешествий.
Опыт эксплуатации "Крыма-3" в морских условиях
Достоинства лодки
"Крым-3" - большая, вместительная и достаточно мореходная
лодка. По кубическому модулю (произведению длины на ширину на высоту борта
на миделе) "Крым-3" (LxBxH=6.768) даже превосходит "Казанку-2М"
(LxBxH=6.4), к моменту начала выпуска "Крыма-3" уже снятую с производства.
Благодаря острым выпукло-килеватым носовым обводам "Крым-3" достаточно
мягко идёт против волны, если при этом не злоупотреблять скоростью.
Высокий борт и полнота выпуклых обводов обеспечивает достаточную
мореходность и на попутных курсах к волне. Материал корпуса стоек к
коррозии даже в морской воде. Планировка же "Крыма-3" вообще вне
конкуренции, даже при полной загрузке всё снаряжение удобно размещается в
рундуках, ничто не загромождает кокпит и не валяется под ногами. При всех
достоинствах, вес 245 кг не представлялся чрезмерным. Намучившись в борьбе
с коррозией "Оки-4", мы с
отцом совсем было собрались приобрести "Крым-3", но тут у лодок,
эксплуатируемых соседями, проявились серьёзные...
Недостатки лодки
Прекрасная по первоначальному замыслу, лодка в процессе
производства претерпела некоторые изменения. Накладные продольные реданы,
с которыми была выпущена первая партия лодок, показались работникам
Пермского судостроительного завода недостаточно технологичными и были
заменены уголками, привариваемыми к обшивке точечной сваркой. Такая
"рацуха" имела катастрофические последствия для прочности днища. Кроме
того, Пермские судостроители наступили на те же грабли, что и большинство
заводов: увеличили допустимую мощность моторов с 50 до 60 л.с. чтобы
повысить шансы на победу в традиционных гонках на призы журнала "Катера и
Яхты".
В результате "Крым-3" из-за возросшей скорости получал
тяжёлые удары о волну кормовой, менее килеватой частью днища.
Уголки-реданы испытывали огромные нагрузки и отрывались по сварным точкам.
Сначала появлялись небольшие трещинки около сварных точек, которые затем
сливались в сплошные продольные щели. После этого лодка становилась
непригодной к дальнейшей эксплуатации. Все попытки заклеивать щели
эпоксидной смолой со стеклотканью или другими клеями не приводили к
успеху.
Вполне приемлемую технологию ремонта разработал один из
соседей по стоянке, врач-хирург по профессии. Он внимательно наблюдал за
днищем и при появлении малейшей трещинки около сварной точки засверливал
отверстие и ставил 6-миллиметровую заклёпку с подкладыванием изнутри
широкой шайбы. Однако очень важно было постоянно следить за состоянием
днища и производить ремонт, не допуская слияния трещин от соседних сварных
точек. Трудоёмкость такого способа ремонта была велика и доктор каждый
сезон проводил за ремонтом днища много времени. В дальнейшем, вконец
измучившись, сосед-хирург продал свой "Крым-3" и приобрёл подержанный "Дракон". Остальные
соседи, гораздо менее трудолюбивые и педантичные, быстро приканчивали
днище и их "Крымы-3" текли как решето.
Что удивительно, практически все владельцы "Крымов-3"
устанавливали на них именно два "Вихря-30", что и играло роковую роль в
разрушении днища. Отчасти их можно было понять: сразу купить два мотора
мало кто мог, а одного "Нептуна-23" для гружёного "Крыма-3" явно мало.
Покупался "Вихрь-30", а поскольку грузовых винтов к нему достать было
невозможно, и "Вихрёвской" мощности оказывалось недостаточно. Поэтому
вскоре покупался второй "Вихрь-30" исходя из соображения иметь однотипные
моторы...
Для "Крыма-3" вполне достаточна мощность 40~46 л.с.,
позволяющая выходить на глиссирование с полной нагрузкой и в то же время
не подвергать корпус чрезмерным ударам на волне. То есть хорошо подходят
два "Нептуна-23", два "Привета-22" или "Вихрь-30" + "Ветерок-12", если
отбросить ничем не обоснованное предубеждение против установки из двух
моторов неравной мощности. Разумеется, подойдёт один мотор зарубежного
производства мощностью 40~45 л.с.
Были у "Крыма-3" и другие недостатки, которые, впрочем были
легкоустранимы силами владельцев: протекающее вовремя дождя ветровое
стекло, неудачное крепление заднего клапана тента, маловата высота транца
(что вызывало сильное брызгообразование приходе под двумя моторами),
коротковатые тросы ДУ газом и реверсом. Был слишком велик наклон носовой
палубы вперёд, что не добавляло элегантности внешнему виду лодки и
затрудняло выход на берег и швартовно-якорные операции. Дизайн каютного
варианта "Крыма-3" был настолько плох, что модификация с рубкой так и не
пошла в серию. Была великовата цена по сравнению с другими аналогичными
лодками, что и послужило причиной резкого снижения спроса на лодку после
известных событий 15 сентября 1981г.
Заключение
Если удастся найти "Крым-3" с хорошим состоянием корпуса,
это будет неплохой вариант прогулочно-туристской лодки под мощность мотора
40~46 л.с., при этом следует оберегать корпус от сильных ударов на волне.
|