Мотолодка "Крым"
Основные данные: |
|
Длина наибольшая, м |
4.20 |
Ширина наибольшая, м |
1.55 |
Высота борта на миделе, м |
0.65 |
Угол килеватости днища на транце |
4.5° |
Масса с оборудованием и снабжением, кг |
170 |
Грузоподъемность, кг |
400 |
Пассажировместимость, чел. |
4 |
Допустимая мощность ПМ, л.с. |
30 |
Скорость под мотором: |
20 л.с. |
с полной нагрузкой, км/ч |
30 |
с одним водителем, км/ч |
36 |
|
Мотолодка "Крым". |
Мотолодка «Крым», выпускаемая с 1970 г., предназначена
для туризма и прогулок по рекам, прибрежным зонам водохранилищ и морей при
высоте волны до 0,75 м и удалении от берега до 3000 м. В настоящее время
выпускается модернизированная модель «Крым-М», отличающаяся от
первоначального проекта повышенной прочностью корпуса и дополнительными
удобствами для экипажа. Корпус изготовлен из алюминиево-магниевого сплава
АМг5, соединение деталей выполняется посредством контактной и
аргоно-дуговой сварки. Материал корпуса обладает повышенной коррозионной
стойкостью, благодаря чему лодка может эксплуатироваться в морской воде.
Толщина обшивки днища — 2 мм, бортов и палубы — 1.5 мм. В конструкции
широко применена штамповка листовых деталей. Набор корпуса в ранее
выпущенной серии был выполнен по смешанной системе: с продольными
стрингерами и шпангоутами; в модели «Крым-М» днище подкреплено
исключительно штампованными шпангоутами П-образного профиля.
Выпукло-килеватые обводы днища с умеренной килеватостью и
скуловым брызгоотбойником обеспечивают высокое гидродинамическое качество.
|
Теоретический корпус мотолодки
"Крым". |
В кокпите с размерами 2,05х1,3 м расположены мягкие
сиденья. Носовые имеют две независимые спинки со съемными подушками; эти
спинки могут быть откинуты вниз, например, для работы веслами. Спинка
кормового дивана сплошная; откидываясь, она открывает доступ в кормовой
багажник. Все сиденья - легко снимаются. Уложив их на пайолы, можно быстро
устроить мягкую постель на троих.
У транца установлена водонепроницаемая переборка,
ограждающая моторный отсек, который сверху закрывается крышкой. Переборка
препятствует попаданию воды, загрязненной горючим, в кокпит лодки. Транец
и переборка снабжены быстрооткрывающимнся сливными устройствами, причем
пружинную пробку в транце можно открыть на ходу мотолодки. В моторном
отсеке можно хранить уложенный поперек лодки мотор и бак к нему, причем
крышку можно запереть на замок. На ходу крышка укладывается под носовое
сиденье.
|
|
Конструкция транца и моторного отсека мотолодки
"Крым". |
Конструкция транца и рецесса мотолодки "Крым-М" 1992г.
выпуска. |
В форпике оборудован багажник для походного снаряжения, а
над ним небольшой рундук с крышкой.
Непотопляемость лодки обеспечивается блоками пенопласта,
закрепленными под кормовым сиденьем и в носу около форштевня. Полностью
залитая водой лодка остается на плаву в положении на ровный киль.
В комплект снабжения входит дистанционное управление
поворотом, реверсом и газом подвесного мотора. Слева от рулевой колонки
закреплена кнопка «стоп». Съемный тент из палаточной ткани используется в
двух вариантах: в полуоткрытом варианте устанавливается только верхняя
часть его для защиты от солнца. В непогоду к верхней части пристегиваются
глухие боковины, снабженные окнами из прозрачной пленки. Плоское ветровое
стекло имеет бортовые щитки, защищающие кокпит от забрызгивания.
Лодка комплектуется парой разборных весел с уключинами,
черпаком, запасным днищевым блоком плавучести.
Опыт эксплуатации "Крыма" в морских условиях
Достоинства лодки
Благодаря некорродирующему материалу корпуса "Крым" -
"вечная" лодка. На попутных и косых курсах к волне "Крым", благодаря
полным носовым обводам, не зарывается в волну и почти не зарыскивает.
Благодаря широким брызгоотбойникам кокпит лодки слабо подвержен
забрызгиванию.
Благодаря малой килеватости корпуса "Крым" хорошо выходит
на глиссирование с большой загрузкой и при невысокой мощности мотора.
Существенным достоинством лодки является приспособленность
транца для установки двух моторов, что позволяет повысить безопасность
плавания.
Недостатки лодки
Из-за малой килеватости днища "Крым" сильно бьёт на
встречном волнении. При резких поворотах лодку сносит вбок, что может
вызвать удар бортом о волну и переворачивание. Из-за повышенных ударных
нагрузок днище, выполненное из мягкого сплава АМг5, постепенно проминается
между шпангоутами и стрингерами и становится волнистым, что приводит к
ухудшению скоростных качеств.
"Крым" долгое время выпускался с кормовым отсеком неудачной
конструкции с точки зрения безопасности: подмоторная ниша - рецесс
отсутствовала, попутная волна нередко заливала лодку. И только в середине
90-х годов после очередной модернизации "Крым" начал снабжаться
самоотливным рецессом.
Заключение
Несмотря на коррозионно-стойкий материал корпуса, из-за
недостаточных мореходных качеств нежелательно применение "Крыма" для
протяжённых плаваний в открытых водоёмах.
|